Музыка не для травокурения - SunSay

«Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно». А что если, внезапно вспыхивая  на небосклоне, они тем самым заслоняют собой другие, сияющие для многих ранее светила?..

Прошедшая презентация могла бы, по идее,  превратиться для поклонников  дуэта «5'nizza» в долгожданный повод порадоваться выходу третьего  альбома харьковской группы. Однако собравшиеся тем вечером люди пришли в «Апельсин'овый» клуб совсем по другому поводу - оценить результат сольной работы «пятничной» половинки (Сана) и решить для себя: хуже или лучше? А избежать подобных сравнений, как бы того не хотелось самим музыкантам, пока вряд ли удастся. Хотя «5'nizza» и «SunSay» - два разноплановых проекта.

 

Расклеенные по всей Москве афиши уже давали почву для такого рода мыслей. И дело даже не в том, что вместо двух привычных лиц на нас смотрело лишь одно. Сам образ Сана (Андрея Запорожца) недвусмысленно намекал: ожидать от него продолжения «Ямайской» истории больше не стоит. Глядя на эти фото, казалось, будто столь притягательные для многих простота и душевность сдались под натиском столичного глянца…

 

До заявленного начала концерта пятнадцать минут. До реального – порядка часа. Выстроившаяся у входа змейка из желающих поскорее проникнуть внутрь обменивается многозначительными взглядами. Изо всех сил стараясь сохранить видимость равнодушия,  девушки горящими глазами встречают наконец-то подъехавших музыкантов. Всплеск эмоций после того, как последние, пройдя мимо них, скрываются за тяжелыми, ведущими в зал, дверьми.  «Блин, а жалко, что для многих это всего лишь повод потусоваться», - вздыхает парень с длинными дредами...

 

Среди закулисного шума и беготни Сан располагает к себе каким-то внутренним спокойствием. Лишь светящиеся глаза выдают затаившийся в нем мотор, завести который просто – стоит Сану только оказаться на сцене.

 

«Андрей», - улыбнувшись, представляется главный герой вечера. После первых же секунд общения с ним опасения по поводу пафосности стыдливо исчезают. А еще через пару мгновений его
манера смотреть прямо в глаза собеседнику совершенно перестает смущать.

 

Видно: за последнее время неизбежные вопросы о «Пятнице» ему успели поднадоесть. Сан нисколько не исключает, что когда-нибудь они снова соберутся с Бабкиным и придумают что-то новое: «Если будет обоюдное желание».


«Но в данный момент группы «5'nizza» не существует», - говорит он. Сан целиком увлечен своим сольным проектом. Вплоть до организаторских моментов: «В Москве и в Питере с презентациями и дистрибьюторами мне помогает Вадим Базеев. Но дальше об организации концертов мы еще не решили. Пока этим буду заниматься я. Хотя надеюсь, что со временем это будет кто-то другой. Так как совмещать с творчеством довольно трудно».
   В ходе разговора понимаешь: творческe. независимостm  Сан ставит на первое место. Оттого продюсерские обязанности выполняет сам: «Я готов даже с кем-то сотрудничать из продюсеров. Только при условии, что эти люди не будут вмешиваться в творчество. Но довольно сложно у нас найти таких людей…».

- Я где-то читала, что Вы хотели бы поехать с «SunSay» в мировое турне…
- О, ну это громко сказано. Пока это только мечта. Хотелось бы, конечно же. Но я не думаю, что в мире сейчас есть такой интерес к нам, чтобы кто-то сделал нам мировое турне. Я надеюсь, в будущем когда-нибудь такое случится…Естественно, этого не произойдет сейчас. Скорее всего, мы будем играть в России, на Украине и, может быть, в Венгрии. И очень бы хотелось в Америке.
  - Вы уже появлялись с проектом на «Вдохе» и «Крыльях». Оправдалась ли реакция зрителей?
  - Я ничего старался не ожидать. Ну и это был первый опыт. Я не скажу, чтобы это были очень удачные выступления. И, возможно, мы сделали мало песен. Судить же о проекте можно будет сейчас, по полноценным концертам.

Несмотря на то что на афишах, да и на обложке альбома, мы можем увидеть изображение одного лишь Сана«SunSay» - это коллектив еще из пяти музыкантов: Сергея Балалаева (ударные), Григория Чайка (электрогитара), Вячеслава (Fame) Семеченко (beat boxing , scratching), а также известных по работе с Сергеем Бабкиным  Игоря Фадеева (бас) и Ефима Чупахина (клавишные).
 

- Это постоянный состав группы?
-  На данный момент, с этой программой, точный. То есть мы будем играть какое-то время вот так. Что будет дальше – увидим.
   Постепенно складывается впечатление: загадывать и строить конкретные планы Сан не склонен. «Я не знаю, что будет потом. Я за экспериментаторство, за поиск». 
- Ефим Чупахин какое-то время то выступал с «SunSay», то нет…
- Он колебался. И в какой-то момент решил этим не заниматься. А потом все-таки решил заниматься.… Поэтому сейчас мы играем с ним. Но я, на самом деле, этому рад. Потому что он, в общем-то, все придумал. И не хотелось бы искать ему замену. Хотя мы ее как бы нашли. Но то, что он вернулся мне лично очень приятно.

На самом деле, творчество «SunSay» сегодня – это отчасти отголосок «5'nizzы». Отчасти.

«Изначально ведь это планировалось как «Пятница». И песни, в общем-то, писались вдвоем. То есть нельзя сказать, что проект мой на 100%. Но здесь мои тексты. И доработкой всех этих вещей, аранжировкой, записью, приглашением музыкантов, продюсированием  занимался я. Серега мне помог в изначальных идеях».  Поэтому каких-то кардинальных отличий между двумя этими группами Сан не видит:  «Мы блек-метал не играем. Но что-то, конечно, изменилось…».

- А изменений от аудитории ждете? 
-  Да! Даже, честно говоря, было бы здорово. Хотелось бы на своих концертах видеть не только обкуренных подростков…

Что ж, с постепенным воплощением этого желания в реальность, судя по «Апельсин'овой» публике,  Сана уже можно поздравить. Конечно, не обошлось и без обкуренных, и без подростков. Ровно как и без людей, не совсем понимающих, на чью именно презентацию они попали, и оттого с
упорством скандирующих весь концерт: «Баб-кин!» и «Пят-ни-ца!»…  Но это единицы.

Пришедших посмотреть на «SunSay» тем вечером оказалось немало. И если еще в 20 часов танцпол был наполовину пуст, то  уже к началу концерта (который задержали минут на сорок) протолкнуться в зале стало несколько сложнее. Хотя до «Пятничных» аншлагов и сопутствующему им ажиотажу пока далековато.

Самые преданные из поклонников, столпившись у сцены, держат наготове свои фотокамеры, чтобы в любой момент обрушиться на группу множеством ослепляющих  вспышек. Стоящая неподалеку девушка аккуратно прижимает к себе несколько роз.  А чуть дальше, за головами,  виднеется солнечно-яркий букет из осенних листьев…

Наконец, музыканты на месте. Свет приглушается.… Под резкие звуки открывающей альбом песни выходит Сан. Зал мгновенно, как по команде, превращается в шумное море светящихся экранчиков. «Sun, мы *сердечко* тебя!» - читаю на поднятом кем-то плакате.

«Мы не из джаза/ Есть такая маза», - поет он. И правда, отнести то, что делает «SunSay» в рамки одного конкретного стиля невозможно. Их творчество – своеобразный микс, в котором трип-хоп смешался с индастриалом, пост-рок соседствует с джазом и фанком, а панк-рок  дышит в спину  хип-хопу и соулу.

Безусловно, упрекнуть «Пятницу» в однообразии тоже нельзя. Они экспериментировали, насколько могли позволить одна гитара и два голоса. И были в этом самобытны. Целая же группа музыкантов стилистические границы существенно расширила, и превратила «SunSay» в нечто качественно новое.

Барабанщик задал ритм, клавишник привнес элегантного джазу, «тяжести» добавил гитарист, басист со вкусом заправил все порцией бойкого фанка, а Фейм, скретчами и бит-боксом, кое-где разбавил это увесистой долей хип-хопа.

И пусть группы, действительно, разные, удержаться от подобных сравнений нелегко. Ведь большую часть репертуара «SunSay» сейчас составляют некогда входившие в «Пятничный» трек-лист песни: «Милая», «У тебя есть все», «Время», «В очередь», «В середине» и т.д. Но теперь каждая из них зазвучала иначе. Некоторые (к примеру, «Карма») вообще изменились до неузнаваемости. И я бы не сказала, чтобы выиграли или потеряли – просто стали другими.

Из абсолютно свежих «SunSay» представили три достойные работы: «Keep on», «Way out» и  «Домой».  Существование последних двух вне рамок проекта совершенно немыслимо. Нанизываясь друг на друга, звуки плавно переплетаются между собой,  то расщепляясь, то превращаясь в мощную, накрывающую с головой, лавину. Слов немного. Но и пары фраз («Я там где я/  ты там где ты» «Way out») вполне достаточно. 

Приятная неожиданность – на сцене появляется Сергей Клевенский (один из самых известных российских специалистов по этническим духовым инструментам). Его удивительная игра на волынке и дудке удачно вливается в «Домой» и «Карму», мысленно перенеся нас куда-то за пределы клуба. Лично меня, - почему-то в горы.

Искренность при погружении в себя… Наблюдать за выступлением Сана всегда интересно. Он буквально дышит музыкой, тонко чувствуя и проживая нотку за нотой. О произошедших внутри него метаморфозах говорят стихи – они стали заметно серьезнее, что в какой-то степени связано с  занятиями медитацией. Еще в интервью до концерта он сказал: «В общем-то, этим пропитан весь альбом. Там даже есть символы учения. Я не стал акцентировать на этом внимание. Но даже в дизайне альбома, если посмотреть, есть янтры, есть линии пути…». 

Исполнив все тринадцать песен из дебютного альбома, музыканты приготовились было уйти.  Зал, не смолкая, требует продолжения. «Мы еще чуть-чуть поиграем. Сыграем все, что есть и потом уйдем,» -  обещает Сан. Услышав знакомый мотив, публика замирает.  «Неужели ее?..» - удивленный женский голос сзади. Но после: «Спроси Неву:/ Ты знаешь я давно живу…» сомнений не остается. Под бурные овации одна за другой звучат «Пятничные» «Нева» и «Новый день». Сана практически не слышно – поют ностальгирующие.

Думаю, доказать свое право на существование «SunSay» будет сложнее, нежели другим начинающим командам. И виной тому сравнения, которые какое-то время еще будут мешать им восприниматься отдельно от «Пятницы». Оттого вполне объяснимы и даже предугадаемы замечания: «Вот здесь бэк-вокала Бабкина ну совсем не хватает». Иначе, в принципе, и быть не может. Но если все-таки постараться и посмотреть на «SunSay» как на проект самостоятельный (без предыстории), то не признать его профессионализм станет едва ли возможно.


Анна Шипилова
источник: jamsession.ru


Все Публикации →